Вступил в силу закон о необоснованной налоговой выгоде. Вследствие этого, каждая бизнес фирма должна внутри себя поддерживать процесс «Сбор и архивирование доказательств обоснованных налоговых решений». Этот процесс очень важен, не может быть пущен на самотек. Его следует включить в группу основных процессов, а не вспомогательных.
Формальных оснований – например, подписания договоров или актов приема-передачи неустановленными или неправомочными лицами – станет недостаточно для налоговых доначислений. Ранее, если в ходе проверки инспектора ставили под сомнение достоверность подписи на первичных документах, они проводили почерковедческую экспертизу. Если оказывалось, что документ подписан недостоверным или неуполномоченным лицом, проверяющие получали веский аргумент для налоговых доначислений.
Нарушение контрагентом предприятия налогового законодательства – недостаточное основание для налоговых доначислений. Ранее, если при проверке сделки выяснялось, что контрагент компании уклоняется от уплаты налогов, то это признавалось весомым аргументом для налоговых доначислений компании.
Оба этих нововведения защищают интересы бизнеса. Некорректная подпись в акте приема-передачи или недобросовестность контрагента и похожие причины не смогут стать достаточными основаниями для налоговых доначислений. Вместе с тем практика работы налоговых органов в будущем тоже изменится – они будут искать иные доказательства. Сегодня сбор доказательств в основном строится на допросе номинального генерального директора, а также почерковедческой экспертизе, но они утратят значимость.
Обязательства по договору должны быть исполнены лицом, его подписавшим. Это означает, что нельзя будет вычитать из налогооблагаемой базы расходы по товарам, которые поставлены компанией, не участвующей в сделке. Сейчас компании выходят из положения, доказывая реальность поставленного товара (выполненных работ, оказанных услуг). То есть если компания заключала договор с фирмой-однодневкой, а фактические обязательства по этому договору выполняла другая компания, достаточно было доказать реальность поставок, чтобы вычесть расходы по договору из налогооблагаемой базы.
Стремление государства привить бизнесу дисциплину в работе с контрагентами очевидно. Но налоговые органы будут еще тщательнее проверять бизнес, требовать больше пояснений по тем или иным хозяйственным операциям. Поэтому компаниям следует принять подготовительные меры:
о пересмотреть и ужесточить внутренние правила выбора и проверки контрагентов. Прежде всего нужно разработать внутренний документ, перечисляющий основные принципы выбора контрагента, а также меры, по которым можно будет судить, что компания проявляет должную осмотрительность и осторожность;
о использовать все доступные сервисы для проверки контрагентов, в том числе сервис ФНС «Проверка контрагента», запущенный в тестовом режиме: http://npchk.nalog.ru/;
о заранее оценивать риски, связанные с налоговыми претензиями, при подготовке той или иной сделки;
о предварительно подготовить обоснование для налогового органа о выборе того или иного контрагента;
о завести отдельную базу, в которой будут храниться все доказательства, что компания вела себя осмотрительно и осторожно, в том числе копии запрошенных документов, выписки с порталов по проверке контрагента;
о предварительно запрашивать у потенциального контрагента прайс-лист, чтобы убедиться, что цены соответствуют рыночным;
о убедиться, что у контрагента есть фактический офис, а также достаточные трудовые, материальные и финансовые ресурсы для выполнения обязательств;
о отслеживать судебную практику, которая будет складываться после вступления в силу закона.
Даже если собранные документы не будут «официальными», наличие подписи одного сотрудника на справке, или подписанный тремя сотрудниками акт, или распечатка электронного сообщения, в совокупности смогут существенно снизить риски доначислений.